Урок в музее


как способ достижения метапредметных результатов и интерактивной форме работы

г. Пермь

Тема: музей и школа
команда
ДАрья белова
Учитель истории и обществознания МАОУ “ДУПЛЕКС”
Чем же меня так привлекают уроки в музее?
Прежде всего, это смена обстановки. От школьных кабинетов устают не только дети, но и учителя, а музейное пространство доступно, там тихо, тепло и располагающая к знаниям атмосфера. Экспозиция предоставляет огромный выбор доступного материала. Можно изучать историю по картинам, быт разных эпох по игрушкам и посуде; костюмы, скульптура, само здание музея может стать объектом внимания на занятии. Таким образом, урок в музее – это интерактивная форма урока, которая помогает ребятам по-другому взглянуть на предмет и обрести новые навыки.

Помимо этого, мы формируем актуальные сегодня метапредметные результаты. То есть все знания и опыт, которые дети получают в школе, могут быть использованы и для решения каких-то повседневных задач. В музее ребенок учится извлекать информацию из визуальных источников, выдвигать гипотезы, анализировать, выделять главное и второстепенное и многое многое другое. И что немаловажно, мы формируем у детей эстетический вкус, тренируем восприятие.

О проекте
Мой первый урок по обществознанию для десятиклассников. в рамках школьного проекта «Урок в музее» прошел в Музее современного искусства PERMM. Была подготовлена технологическая карта, продуманы все этапы занятия, рабочие листы с заданиями. На тот момент в музее проходила выставка «Пермь – третья», на которой были представлены самые разнообразные работы пермских художников. При изучении темы стереотипах весьма подходящими оказались арт-объекты Елены Слобцевой, под названием «Домашний гламур».

При подготовке к этому уроку я несколько раз приходила музей, общалась с куратором выставки, читала статьи про художников, и искала чем-то цепляющую тему. В обществознании, на мой взгляд, очень продуктивно использование метафор и обращение к фактам из смежных наук.

Помимо музея современного искусства я провожу уроки в Пермской художественной галерее и Историческом парке «Россия – моя история» с периодичностью один раз в четверть.

Какие моменты необходимо учитывать при проведении таких уроков?
  1. Определить, какую учебную дисциплину можно изучать в каком музее.
  2. Решить какие цели вы хотите достичь. Что будет вводной частью, закреплением, итоговым уроком?
  3. Лучше всего, если дети будут знакомы с основными терминами. Их можно изучить заранее, либо сделать словарик в рабочем листе.
  4. Поскольку это не обычный школьный урок, лучше подготовить рабочие листы и решить, как и в каком составе дети будут их заполнять. Можно разделить класс на группы или даже предложить самостоятельную работу.
  5. Место проведения урока тоже очень важно. Вы задействуете все пространство музея, поэтому задания должны быть составлены исходя из логики экспозиции. Если вы весь урок выстроите вокруг одного-двух экспонатов, вам понадобится комфортно обустроить это место – поставить столы, стулья, доску.
  6. Продумать какие дополнительные материалы вам нужны, и кто их может предоставить. Возможно, стоит поговорить с куратором выставки или музейным педагогом для лучшего погружения в тему. Собирайте материал про экспонаты, художников, какие-то пересекающиеся темы.
  7. Лучшая мотивация для детей – это оценка за проделанную работу. В рабочий лист лучше вставить критерии оценивания.
  8. Очень важно сохранить все найденные материалы и давать гиперссылки. Я всегда в конце презентации даю гиперссылки на источники, которые были использованы при подготовке к уроку или просто меня заинтересовали. Ими можно воспользоваться в будущем.
  9. Фотографируйте процесс урока, разные интересные моменты. Старайтесь получать от детей обратную связь, чтобы можно было совершенствоваться.




Люди делятся на два типа: те, кто любит ходить в музей и те, кто считает это занятие скучным. Меня всегда завораживали музейные экспозиции, а став учителем я увидела в них огромную пользу и для уроков.
— Дарья белова
презентация проекта