АртКвиз: серия игр для подростков


МБУК «Нижнетагильский музей изобразительных искусств»


Отдел по работе с посетителями Нижнетагильского музея изобразительных искусств несколько лет назад выработал стратегию расширения форм предлагаемых мероприятий и отказался от их узкой тематической специализации на художественной культуре.


Темы: форматы и методы

команда
Дарья Алексеева

заведующая отделом по работе с посетителями

МБУК «Нижнетагильский музей изобразительных искусств»

Как все начиналось?
Летом 2022 года было решено опробовать новый формат, который давно рассматривался как возможный, но все время находились доводы против: недостаточная техническая подготовка, спорное отношение к играм в стенах классического музея, сложность привлечения достаточного количества игроков и т.д. Речь идет о квизе – интеллектуальной викторине. Казалось бы – формат известный, в барах города еженедельно проводятся несколько разных квизов, но как этот формат может привлечь людей именно в музей? Как он соотносится с музейным делом? На самом деле за легкой, игровой формой кроется серьезная научная и методическая основа. Невозможно написать сценарий квиза, не изучив материалы. Полюбившийся многим формат викторины приобрел несколько иное звучание в стенах музея – безусловно, более сдержанное, но такое же азартное, захватывающее и познавательное.

Осенью 2022 года формат квиза в качестве эксперимента был предложен группе студентов. Игра прошла успешно, и ребята выразили желание ходить на подобные встречи раз в месяц. Чтобы дополнительно стимулировать их, сотрудники музея заявили эти мероприятия на участие в программе «Пушкинская карта». Модерация была пройдена успешно, что позволило предлагать игры студенческим группам. Одна их особенностей этого формата состоит в том, что мы проводим игры по заявкам, т.е. в удобное обговариваемое время (чаще всего первая половина дня).

За один учебный год было проведено больше тридцати игр исключительно для молодежи.

Особенности квизов
Главная особенность каждого нашего квиза – это отсылки в вопросах к предметам из коллекции музея и событиям культурной жизни Нижнего Тагила. На такие вопросы приходится около 10% от общего их количества, независимо от выбранной темы. Игры состоят из нескольких туров с вопросами разного формата: текстовые (на знания и логику), мультимедийные (на выбор или сопоставление), фотовопросы и блиц-вопросы. Практически в каждом туре наряду с вопросами о шедеврах мировой культуры есть вопросы и о предметах из коллекции музея, и о произведениях, созданных в Нижнем Тагиле. Таким образом стирается грань между этими явлениями искусства. Авторы их не разделяют и не ранжируют их, давая понять, что все искусство важно и у каждого есть своя аудитория, свои ценители.

Все вопросы для игр творческая команда музея придумывает самостоятельно. Их тематика различна: литература, музыка, изобразительное искусство, кинематограф, телевидение, фотография; различны и временные рамки. Мы поняли за это время, что коллекция музея является бесконечным источником вопросов, которые, в свою очередь, знакомят участников и с музейной работой.

После каждой игры сотрудники музея опрашивали студентов, получая интересные комментарии: «мы запомнили гораздо больше новой информации об искусстве на квизе в сравнении с обычной экскурсией и лекцией, потому что каждый вопрос мы пропустили через себя, думали над ним, обсуждали», «оказывается, картины, которые мы видим в музее, могут иметь интересные истории», «не думали, что будет так азартно, придем еще».




Зрители, пришедшие провести досуг в неформальной обстановке, сами того не замечая, узнают новые факты об истории и культуре города, знакомятся с произведениями музея.
— Дарья алексеева
презентация проекта