Соучастное проектирование:

как сделать выставку в первый раз?


Универсальная библиотека им. Д. И. Блохинцева ОИЯИ
г. Дубна

Соучастный подростковый проект «На связи» в городе Дубна Московской области проведен специалистами Универсальной библиотеки им. Д. И. Блохинцева ОИЯИ, Музея истории науки и техники ОИЯИ совместно с Фондом «Будущее время» в феврале – июне 2023 года.

Темы: соучастие

команда
Ольга Гапонова
старший библиотекарь
Универсальной библиотеки им. Д. И. Блохинцева ОИЯИ,


Что такое соучастное проектирование и почему мы решили за него взяться?
Соучастное проектирование – формат, в котором каждый из участников является полноправным автором. Главное – равное участие, командная работа, открытый процесс, а также понимание, что результаты могут быть далеки от ожидаемых. И осознавать, что куратору придется поддерживать баланс между контролем и открытостью для идей.
Непривычный процесс, причем для подростков тоже. Им нужно время «оттаять» и принять тот факт, что у них будут не только права, но ответственность в роли соавтора.
Но, как оказалось, мы, сами того не зная, работаем в этом формате уже несколько лет. Только не с подростками, а с волонтерами. Главное, опыт есть. И это мой любимый подход.

Как показать ценность процесса в соучастном подходе?
Реализуя подростковые (и не только) проекты, мы часто ориентируемся на результат. Но в соучастных проектах ценность процесса не менее важна! Важен факт долгосрочных изменений, факт нахождения в среде, где можно быть услышанным и свободно самовыражаться, возможность реализации участниками собственных идей с помощью кураторов и экспертов, получения новых конкурентных навыков, наращивание социальных связей в профессиональной среде.
И тут задача – донести эту ценность как до участников, так и до других заинтересованных лиц (родителей, руководства, грантодателей). К каждому нужен свой подход. Самый очевидный и универсальный способ – демонстрация фото- и видеофиксация, монтаж ролика.
Кроме того, можно использовать:
  • с подростками: стикерпаки (бумажные и в соцсетях), картинки, созданные с помощью нейросети по ключевым словам встречи, футболки со смешными фразами, адвент-календари до даты открытия, обсуждение в конце каждой встречи;
  • для родителей: съемка видео (бекстейдж, эмоции, интервью), проведение аналогичного занятия, предзащиты, отдельной медиации по выставке;
  • для руководства и грантодателей: демонстрация развития компетенций подростков, значимости проекта для развития институции, модельность и устойчивость проекта, метрики успешности (количество посетителей выставки, слушателей подкастов, активность в соцсетях, репосты, лайки), форма и периодичность отчетности.
За предложенные варианты спасибо участникам форума «Не_дети». Не все эти форматы мы использовали раньше, но теперь явно есть, из чего выбрать.

Наш проект «На связи» в цифрах (ответы на самые популярные вопросы):
  • Длительность проекта – 6 месяцев (февраль – июнь). Встречи проводились в «Блохинке» каждую субботу, за исключением праздничных дней.
  • Длительность выставки в Музее ОИЯИ – с 20 мая по 29 июня.
  • 9 участников 12–17 лет. Важно отметить, что все участники прошли весь путь от первой встречи до закрытия выставки.
  • встречи и консультации с 5 экспертами (специалист по сторителлингу, фотограф, куратор выставок, дизайнер выставок, консультант выставочной стратегии).
  • 7 проектов по теме «Коммуникация» (исследования о значении переписки «тогда и сейчас», эволюции средств общения, технических коммуникациях, детско-родительских отношениях, образе города глазами жителей противоположных берегов, мосте как символе связи и общения, связи в международном научном институте), представленных в форматах: видео и аудиоинсталляция, комикс, арт-объект, визуализация исследования.
  • 18 экскурсий и игровых занятий для посетителей самых разных возрастов. Отмечу, что самые яркие отклики были у старших подростков и взрослых. Именно они и были предполагаемой целевой аудиторией при подготовке выставки.
  • Более 20 писем-отзывов, оставленных посетителями выставки.



Непривычный процесс, причем для подростков тоже. Им нужно время «оттаять» и принять тот факт, что у них будут не только права, но ответственность в роли соавтора.
— Ольга Гапонова
презентация проекта